Размышляя о жизни вечной...
(к.ф.м-н. Б.М.Полосухин, Зеленоград)
Наказание - “люди смертны, бессмертны только боги”, объявленное к исполнению тысячи лет назад, не искуплено до сих пор, и каждый из нас покорно несет свой крест. А если приговор несправедлив - бывает же такое? Полноте, - скажет любой, считающий себя здравомыслящим человек, неохмуренный накатившей на нас мистикой, далекий от какой-либо религиозной веры, - разговоры о бессмертии, это для слабаков, мы - материалисты и знаем, на каком свете, что - почем.
Философы-идеалисты прошлого, прекрасно чувствовавшие тонкую материю сознания, думается мне, вплотную подошли к пониманию вечного бытия. Оставался один шаг в сторону материи грубой, и приговор был бы отменен. Однако определенная категория философов материалистов, самоуверенно возомнив себя последней инстанцией на пути к истине, постыдно проглядела описку в тексте приговора и принудила массы неверующих безбожников положить на плаху свои головы. Поэтому наша статья обращена в первую очередь к людям неверующим.
Отношение к бессмертию глубоко религиозного человека однозначно: он истово верит в нетленность своей души, и как говорится, Бог с ним. Неверующий же оставлен Богом, а в своей самоуверенности, оказывается, еще не приобрел нужной силы. О каком же бессмертии для неверующих людей пойдет речь, и что это за бессмертие-сеператор, отделяющее чистых от нечистых? На самом деле никакого внешнего разделения нет: просто, одни осознанно выбирают веру религиозную, другие - научную, и перекати-поле когда-нибудь, куда-нибудь тоже прибиваются.
С религиозной верой ясно, существует ли вера научная? Еще как! Только ученые называют это не верой, а гипотезой, так сказать - не окончательно проверенной теорией. И таких неокончательных в науке ничем не меньше, чем отмеченных печатью вечной истины. Дело не столько в последней инстанции, сколько в непротиворечивости исходных посылок, умении и желании следовать утвержденным в науке правилам игры.
Итак, речь пойдет о гипотезе, в истинность которой я и мои единомышленники безусловно верим. При этом мы не отвергаем критику и стойко примем ее, если таковая последует в конструктивном исполнении. Научная гипотеза о вечном бытии в принятых для журнальных статей объеме - трудно передаваема
. Поэтому пойдем от аналогий и бытовых зарисовок. С них и начнем.Кто из нас в разговоре с неким собеседником или собеседницей не слышал такой сентенции: “Вот, я в моей прошлой жизни...”? Кто-то из читателей уверен, “что и он в прошлой жизни...”. О прошлой жизни пишут в книгах, показывают в кинофильмах. Читатель, знакомый хотя бы немного с восточными религиями - индуизмом и буддизмом, знает, я говорю о явлении перевоплощения, или, как его называют еще - реинкарнации. Учение о перевоплощении - составная часть цельной и стройной религиозной системы индуизма и буддизма. Взгляды о перевоплощении разрабатывали и развивали также сторонники теософии, яркой представительницей которой была Е.Блаватская. Пристальное внимание идее перевоплощения уделяли многие философы
, из отечественных - упомянем Н. Рериха, О.Лосского.Отношение к реинкарнации в стане философов-материалистов однозначно: реинкарнация не существует, и поэтому она не интересна. Действительно, основу реинкарнации составляет передача от погибшего человека к человеку рожденному опять-таки нетленной души или иной, непознанной человеческой сущности. Но души-то нет, о чем же здесь говорить? Или говорят, что реинкарнация исключает личное бессмертие, которое наиболее “интересно”, стоит ли поэтому вести разговор о бессмертии? Уже только упомянутого достаточно для неприятия реинкарнации официальной наукой. Подобной точки зрения придерживается и автор статьи.
Неприемлемым с позиций материалистов является в реинкарнации также постулат о способности души воплощаться не только в человеческое тело, но в тело животного, и даже - в растение. Такие неудачные воплощения восточные религии объясняют плохой кармой. Под кармой понимается нечто родственное индивидуальной судьбе. Однако карма не фатальна, а в некоторой степени управляема человеком. Согласно тем же религиозным воззрениям, возврат в человеческое существование из животного, и тем более, растительного воплощения чрезвычайно труден.
Концепция перевоплощения в самом деле представляется весьма наивной, и с точки зрения естествознания не выдерживает критики. Правда, последнее время в околонаучных, а порой и научных кругах стало модным говорить и писать о полевых носителях сознания. Утверждается, что поле (при этом, как правило, не уточняется его структура) - это материальная сущность, после смерти человека поле якобы сохраняется, и, следовательно, полевые концепции реализации бессмертия - научно обоснованы. Страницы популярных журналов - не место для дискуссий на подобные темы, поэтому этим упоминанием ограничимся.
Тем не менее, возвращаясь к идее реинкарнации, следует отметить, что при всей с точки зрения естествознания наивности способов ее осуществления, в ней изначально заложен рациональный момент. Нам кажется, что тот, кто реинкарнацию “придумал”, этот момент понимал, верно оценивал, но не был правильно понят потомками из-за отсутствия в человеческом языке понятий, необходимых для правильного выражения этой идеи. Понятий же нет по одной простой причине - мы не знаем не то что до конца, а даже приблизительно, что же такое человеческое сознание.
В книге “Феномен вечного бытия” (изд. “Наука”, Москва, 1993 г., тираж 10000 экз.) предлагается и, на наш взгляд, продуктивно с точки зрения понимания вечного бытия анализируется математическая модель сознания. Математическая модель позволяет обозначить такие фундаментальные свойства сознания, каковыми являются: бимодальность сознания, т.е. способность человека отделять “Я” от “не-Я”, внутренняя спонтанная активность сознания, которая, в частности, проявляется как воля, контрольные функции сознания. На языке математической модели можно показать - чем сознание отличается от подсознания. Эта же модель позволяет истолковать такой паталогический синдром, как множественность личности, т.е. сосуществование в теле одного человека нескольких различных личностей. И, что удивительно, модель объясняет, почему сознание неуловимо при попытке поймать его существо. Однако математика - дело сложное, требующее специальной подготовки. Поэтому мы рассмотрим другой пример.
Общепринято сравнение сознания, разума со светом. Конечно, аналогии всегда приблизительны, и однако... Представим себе замкнутое, совершенно пустое помещение, лишенное окон, дверей и освещения. Стены, пол и потолок помещения обиты черным бархатом. Это - аналогия небытия. Теперь, пусть внутри
черной комнаты зажигается свеча, вспыхивает свет. Можно зажечь и лампочку, но свеча как-то уместнее в нашей аналогии. Однако если на свечу не смотреть (а мы на нее не смотрим, так как нас в комнате нет, мы все это только мысленно себе представляем), то темнота в комнате сохраняется, в ней по-прежнему ничего не видно. Иными словами, разницы в ситуациях - горит ли свеча или не горит - как бы не существует.Но на самом деле, различие колоссально: второму случаю можно сопоставить уже не небытие, а бытие младенца, возможно, находящегося в утробе матери. Вспыхнувший, но еще ничего неосвещающий свет - это предвестник появления “Я”. В нашей аналогии неважно, каков свет: ярок он или тускл, колышется пламя свечи, или она горит ровно. Важно, что есть свет, и его назначение - светить. В таком понимании еще ничего неосвещающий свет во всех темных горницах одинаков, и, таким образом, один и тот же предвестник
“Я” возникает в каждом новом человеческом мозге.Пусть теперь комната начинает наполняться какими-то предметами (в мозг входят знания), и они, будучи освещенными, становятся видимыми. В нашей неточной аналогии неважно - каким образом предметы попадают внутрь горницы “без окон и дверей”. Далее со стен, потолка и пола сдирается черная драпировка, и помещение становится светлым - появляется индивидуальное сознание. Оно индивидуально, ибо предметы в разных комнатах, в отличие от многих стандартизованных квартир - всегда различны. Наконец, в комнату вносят зеркала, в них отражаются находящиеся в помещении вещи, и самое главное - доселе невидимая самой себе свеча - возникает самосознание.
Все мы, люди - изначально пустые, черные и поэтому одинаковые изнутри комнаты. Мы сами в себе остаемся одинаковыми, даже когда внутри пустоты и черноты зажигается свет. Но вспыхнувший свет несет с собой невыразимо величественную перемену, ибо возникает то, что станет Я, начинается мое бытие. И, наконец, мы делаемся уникальными, сознательными личностями, наполненными каждая своим содержанием.
Постоянная и одинаковая у всех людей часть нашего сознания - горящая свеча - определяя способность быть, и составляет основу вечного бытия, ибо свеча пока существует человечество не гаснет. Точнее, погаснув, тут же зажигается. А с точки зрения наличия собственного бытия - не так уж важно, что именно свеча освещает. Проще, пожалуй, не скажешь. Но и в этом случае возникают вопросы.
Действительно, я обращаюсь к вам, читатель, и говорю: “после вашей смерти вы снова будете жить, но только вы будете другой личностью”. А вы, читатель, отвечаете мне: “Я и без вас, автора, знаю, что после моей смерти кто-то другой родится и будет жить, и таких будет много, но это будут другие “Я”. Я же, автор, в ответ на это уточняю: “будет не другое “Я”, а Я буду другим”. Чувствуете разницу?
И тем не менее, для крайних скептиков вновь воспользуемся идеей реинкарнации и скажем: “у вас была предыдущая жизнь, и вы были другим, а сейчас о том предыдущем ничего не помните, но от него что-то к вам теперешнему перешло (конечно, это свеча, которая, правда, не перешла, а возникнув, зажглась), и возникнет затем дальше, и будет жизнь следующая, а кем вы были в жизни прошлой и будете в жизни следующей, узнать в принципе невозможно”. Это - как бы с некоторой натяжкой, принцип неопределенности, имеющий место в квантовой механике.
Наконец, чтобы окончательно утешить материалистов, в сознании которых по прочтении предыдущих строк что-то забрезжило по поводу неугасимой свечи, скажем, что из-за особой, пока еще не понятой устроенности человеческого мозга, (правда, математическая модель дает некоторый намек на это) свеча может загорется только в мозге человека, но не животного, и тем более - не в стебле или в корне растения. Наличие изложенного в статье феномена обусловлено самим фактом существования человеческого сознания и, следовательно, для достижения такого многоличностного бессмертия ничего делать не нужно, оно уже есть, и нужно понять, что оно всегда есть, если есть сознательная жизнь. Правда, при этом следует согласиться на утерю со смертью информационного содержимого своей личности (вещей в горнице) и особенностей своего тела, о которых в данной статье речи не было, и приобретение тут же иного, нового содержимого, которое станет новой личностью в новом теле. Согласиться на это для подавляющего большинства самое трудное. Но надо же понять, что собственная смерть не есть небытие, к смирению перед чем нас приучили. Смерть - лишь способ смены личностного существования. Личности приходят и уходят, а личностное бытие остается. Небытия нет, и достаточно всего одного сознающего существа, чтобы все было, чтобы непредставимого ничто не существовало. Личность преходяща, но ее нельзя отождествлять с непреходящим бытием преходящей личности.
Непросто, в самом деле, зажечь даже обыкновенную свечу. Для этого, по крайней мере, нужно сделать стеариновый стержень с нитью-фитилем внутри, суметь добыть огонь. Еще труднее зажечь в люстре городской квртиры электрическую лампочку: должны быть машины-турбины и машины-генераторы, превращающие энергию пара или воды в электричество, нужно протянуть линии электропередач, построить сеть подстанций и т.п. И, наконец, еще неизмеримо труднее узнать, как зажигается светоч разума.
Казалось бы, мало кого должен беспокоить вопрос, куда исчезает пламя свечи после дуновения ветра, или - свечение в лампочке раскаленной нити после поворота выключателя. Наоборот, всех больше интересует, почему от трения головки спички о шероховатую поверхность коробка возникает огонь. Многие страницы книг исписаны объяснением явления электричества и его свойств.
И вдруг, парадокс. Утверждением, что человека создал Бог или, что сознание - продукт высокоорганизованной материи, подавляющее большинство удовлетворено. Но все упорно ищут разгадку исчезновения света после щелчка выключателя. В действительности, тайны смерти нет, но есть великая тайна возникновения! Так ли непроницаем ее покров?
23 января 1995 года