Начинать надо с А. Шопенгауэра…

(О книге "Смерть и ее отношение к неуничтожимости нашего существа")

Первое, на что, наверное следует обратить внимание, читая это во многом странное для ума нашего современника произведение А.Шопенгауэра - это то, что автор навал свою книгу “самой серьезной и самой важной из наших книг”. Серьезный автор, а Шопенгауэр, несомненно принадлежит к названной категории философов, имеет неоспоримое право первым давать оценку произведению, вышедшему из под его пера. Это уже потом последующие поколения философов и, просто, читателей могут вносить свои оценки и мнения о прочитанном. Но право “первой ночи” - всегда за творцом.

Зададимся вопросом - почему философ с таким пиететом отнесся к своему творению? Неужели, только потому, что эта книга - последнее, а значит, самое любимое дитя? Думается, что подобный ответ был бы слишком прост и, скорее всего, неправилен. Дело, пожалуй, в другом: ведь речь в книге идет не о банальных, привычных вещах и понятиях, речь идет о смерти. “Смерть - поистине гений-вдохновитель, или музагет философии... Едва ли даже люди стали бы философствовать, если бы не было смерти…”. Именно с этих слов начинается книга, и коль скоро за подобную тему берется находящийся на склоне лет философ, значит ему есть, что сказать людям.

Странно, практически из всех философов - современников Шопенгауэра, а также философов - наших современников, ни один из них не упомянул эту работу в качестве главной. Не поняли они ее, или не захотели понимать? Автор, продуманное собственным разумом и написанное собственной рукой, знает лучше, чем кто бы то ни было. И коль скоро Шопенгауэр назвал так, значит, он имел на то веские основания. Значит, он постиг то, на постижение чего у многих не хватает ни “мозгов”, ни желания, или - ни того, ни другого вместе. Что касается “мозгов”, то это сказано не с целью обидеть кого-то. В самом деле, истина, к открытию которой, как мы думаем, пришел А.Шопенгауэр, никак не хочет укладываться в наши, нафаршированные традициями мозги. Или, она укладывается, но совсем не так, как хотел автор. Что же касается вообще нашей неспособности понять высказанное философом еще в позапрошлом веке, то дело, конечно, не в нашей глупости. (Кстати, в замене интерпретаторами “главного” с точки зрения Шопенгауэра на “главное в Шопенгауэре с точки зрения этих самых интерпретаторов” можно усмотреть пример, наверное, не самый яркий, но, тем не менее показательный, как может меняться взгляд на истину от тех, кто ее ищет, к тем, кто ее интерпретирует. Здесь не лишним будет отметить, что упомянутые, по нашему мнению, не добрым словом интерпретаторы Шопенгауэра его главным трудом считали и считают “Мир как воля и представление).

Здесь правильнее сослаться на две причины, оставившие эту книгу Шопенгауэра вне поля зрения большинства западных философов, и ни одна из них не находится в нашей непосредственной власти. Сначала нужно сказать, что тему смерти нельзя отнести к разряду особо почитаемых, как тему для разговоров, бесед, публичных обсуждений и личных рассуждений. Казалось бы, это наше высказывание явно ошибочно: просмотрите несколько случайно выбранных кино или телефильмов, откройте практически любую страницу практически любого детектива, окиньте развороты нескольких, опять-таки случайно попавшихся на глаза газет, послушайте разговоры людей после очередного терракта или очередной катастрофы - вывод однозначен: будут и трупы, будут и убийства, будет и смерть… Так-то оно так, да не совсем так. Да, жизнь постоянно ставит человека перед лицом смерти, да, по определению З.Фрейда мортидо нашей психики нет-нет влечет нас к ней. Но мы не хотим говорить о ней всерьез и глубоко; нам достаточно лишь слегка прикоснуться к этой печальной теме (на обыденном языке это называется “пощекотать нервы”) и тут же переключиться на что-то более веселое, жизнеутверждающее.

И далее, как бы там ни было, рассматриваемый А.Шопенгауэром феномен ближе всего сопоставим с буддийской концепцией реинкарнации. Вопрос - был ли А.Шопенгауэр буддистом, тема особого разговора. Сейчас важно отметить другое - многие философские и религиозные взгляды буддизма на мир, на личность, на место человека в мире находятся в явном противоречии с аналогичными взглядами на те же самые предметы, выражаемые христианским, а в чем-то, и материалистическим мировоззрением. Но, повторяем, это тоже особая и сложная тема.

Цель данной рекомендации - дать читателю вводную для последующего, более осмысленного, разбора как рассматриваемой здесь книги А. Шопенгауэра, так и нашей книги “Феномен вечного бытия”. А пока, в качестве “затравки”, скажем, что в этих книгах, как, впрочем, и во всех материалах, размещенных на данном сайте, речь идет о феномене повторных земных жизнях человека. Для того чтобы показать, что речь у философа идет именно о повторных жизнях, рассмотрим всего одну цитату из его книги. “Бесконечное время протекло, прежде чем я родился, - чем же был я все это время?” Метафизический ответ на это, пожалуй, был бы такой: “я всегда был я: именно, все те, кто в течение этого времени называл себя я, это были я”.

Сентенция, достойная глубокого анализа. Не будем обращать внимания на “бесконечное время”, ибо для нашего анализа это не так важно: вполне достаточным будет вовсе не бесконечное, а ограниченное время, прошедшее, скажем, с появления на земле человека. Даже более короткий временной отрезок, сопоставимый с продолжительностью жизней нескольких, следующих подряд поколений, вполне достаточен. Обратим лучше внимание на три других обстоятельства.

Во-первых (этот момент наиболее доступен для анализа), очевидно, что автор под “я” имеет в виду не свое личное, персональное “я”, принадлежащее А.Шопенгауэру, или, говоря иными словами, не то “я”, каким обычно идентифицирует себя каждый человек. Что это не так, и это будет “во-вторых”, показывает выражение “чем же я был. Не “кем”, как это принято говорить в отношении одушевленных существ и, тем более, человека, а “чем”. Что заставило философа пойти на отказ от традиционно принятого слова? Думается, этим самым А.Шопенгауэр еще и еще, лишний раз, подчеркивает, что рассматриваемый им феномен не является реинкарнацией: действительно, если бы речь шла о ней, то слово “кем” было бы не только допустимо, но и единственно правильно применительно к данному случаю.

И, наконец, в-третьих, о чем, собственно, и пойдет более обстоятельный разговор. Ключ к раскрытию третьего момента нашего анализа надо искать в словосочетании “метафизический ответ”. Интересно, что на протяжении всей своей книги А.Шопенгауэр неустанно подчеркивает, что он предпочитает, на сколько это возможно при разговоре на столь непростую тему, смотреть на рассматриваемый им предмет с “эмпирической точки зрения”. Шопенгауэр постоянно подчеркивает, что он находится в рамках эмпирической, иными словами, рациональной парадигмы. А коль скоро так, то проблема повторных земных жизней (отсутствие небытия до рождения и после смерти) им недвусмысленно переведена из плоскости религиозной в границы философской проблематики. Это - важный момент, который следует учитывать при чтении книги и особенно, после закрытия ее последней страницы. Вопрос о разовости земного бытия - вопрос нерешенный: он требует своего философского, а в конечном счете, и научного осмысления.

И вот, постоянно оставаясь в границах эмпирических взглядов, А.Шопенгауэр почему-то с этой точки сходит и обращается к метафизике. Что это так, показывает сам автор, когда после приведенной нами выше цитаты пишет: “Впрочем, от этого метафизического взгляда вернемся к нашей, пока еще вполне эмпирической точке зрения…”. А.Шопенгауэр в этом месте своей книги ни словом не обмолвился - что же он он смог увидеть “метафизическим взглядом”.

Мне же совершенно понятно, почему “метафизический взгляд” ни в указанном месте книги, ни в других местах не прояснен. Когда А.Шопенгауэр писал вышеупомянутые строки, его мысли были выражением чрезвычайно глубоко поразившей его интуиции. Знания не было, как, впрочем, во многом нет его и сейчас. Это была мысль, точнее - интуитивная догадка, содержание которой исключительно трудно оформить в словесную конструкцию: воистину прав был Тютчев, когда писал, что “мысль изреченная есть ложь”. Именно отсюда следует “метафизический взгляд”, обозначающий не содержание мысли (что было бы для нас особенно интересно), а только ее наличие. Нетерпеливый читатель вправе воскликнуть, - не томите, раскрывайте содержание увиденного “метафизическим взглядом”, - на что А.Шопенгауэр ответил бы, и я, автор этой заметки, отвечаю, - очень трудно, практически на грани возможного, сделать это. Суть реоригинации, если ее попытаться выразить одним-двумя предложениями, просто-напросто ускользает от понимания. Требуется достаточно длинная, многословная вводная. Длинноты же воспринимают далеко не все: от длиннот внимание рассеивается, а с ним - и понимание. Может быть, со временем, отыщуться простые слова, найдуться доходчивые речевые обороты. Пока же выход один - уловить в книге А.Шопенгауэра, также, как и в нашей книге, хотя бы обрывок мысли, и дальше, потянув за схваченный кончик, с помощью собственной интуиции разматывать весь клубок. Напрашивается следующая словесная формула: понимание реоригинации = чтение рекомендованной литературы + собственная интуиция. Для нетерпеливых же подытожим так - важное простое просто не дается.

__Что об этом читать



Hosted by uCoz